Папа в Катманду

Для меня всегда было бесспорным, что путешествовать – это не просто здорово и увлекательно, но еще и очень полезно для расширения кругозора, стирания внутренних границ и получения нового опыта. В моей жизни было много разных путешествий, и я разделяю их для себя не по городам и странам, а дроблю на маленькие истории. Что со мной случилось, какой опыт я пережила, кто был рядом. За время своих поездок я поняла, что для меня большое значение имеет то, кто идет этот путь вместе со мной. Одна я, с друзьями или партнерами, или со случайными людьми, которые на короткое время оказались рядом – все это совершенно разные путешествия. От этого зависит весь сценарий.

Мои первые путешествия были с родителями. Мы жили во Вьетнаме, выбирались на выходные к морю и останавливались в отелях с бассейном и шведским столом со свежими круассанами. Это было роскошно и уютно, мороженное и фрукты в постоянном доступе, как и бассейн, который почему-то был для меня интереснее моря. Эти путешествия были легкими, мне не приходилось ничего решать, и можно было наслаждаться по полной.

Затем у меня был долгий период бэкпэкерства, дешевых отелей, уличной еды, экономии на всем и даже попыток пробраться на некоторые исторически-культурные объекты без билета. Это был период приключений, преодолений и поиска нестандартных решений.

Потом путешествия и вовсе исчезли, осталась только жизнь за границей и продолжительные остановки в разных городах, где за пару месяцев успевал наладиться быт. В таких условиях временного одомашнивания я обзавожусь друзьями, любимыми местами, даже какой-нибудь деятельностью и своими маленькими ритуалами.

И кто бы мог подумать, что когда-нибудь мне удастся затащить одного из родителей в свою среду обитания и вместо пляжей, бассейнов и дорогих отелей показать ему скромное очарование древнего города, скрытое под вековой пылью. Так мой папа оказался в Катманду и мы провели вместе веселую недельку.

К папиному приезду я отнеслась очень серьезно. Мне предстояло каким-то образом не спугнуть его хаосом Катманду, а показать ему город таким, каким вижу его я: скромным, очаровательным и при этом могучим и энергетически сильным. Я составила обширную программу экскурсий на целую неделю, чтоб папа не заскучал. Я забронировала ему номер, украсила непальскими флажками, купила фруктов. Я идеально подготовилась и все спланировала, но вначале все, конечно же, пошло не по плану. Во-первых, я умудрилась опоздать в аэропорт. Видимо, это только мне везет долго находиться в аэропорту после прилета. Обычно я стою в бесконечных очередях за визой, потом на паспортный контроль, потом за багажом. Но папа у меня не такой, он уже через 20 минут после прилета дожидался меня на улице, пока я преодолевала беспощадный Катмандушный трафик.

Закинув вещи в отель, мы отправились любоваться вечерней ступой  Боудданатх и ужинать. Но как только мы подошли к ступе, начался дождь и внезапно выключилась ночная ступина подсветка. Вдобавок ко всему ужин был не очень и после этого я перестала экспериментировать с посещением дорогих мест, и мы стали питаться в местных маленьких ресторанчиках, где стабильно вкусно, дешево и большие порции.

Папа привез из России много всяких вкусняшек: орехи мне на год вперед, шоколадки и самое драгоценное – мамины прянички.

Я была немного расстроена из-за сумбурного первого вечера, но папа держался молодцом и не жаловался, так что я немного выдохнула и решила, что со следующего дня все будет идеально. Так и было. Утро началось со знакомства с коровами, пасущимися прямо возле нашего отеля, с уличными собаками и страшными лужами, образовавшимися на подобии дороги по пути к ступе.

В папину программу входило обязательное участие в учениях, на которые я стала ходить до его приезда. Это были буддистские учения, которые проходили в это время в Катманду каждый день с 7.30 утра до 6 вечера с небольшими перерывами. Мы с папой приходили каждое утро, садились в саду под тентом на свои места, которые я уже пригрела заранее, и до самого обеда слушали, как уважаемый Рабджам Ринпоче читает священные тексты на тибетском. Нас окружали монахи, тибетские бабушки и дедушки, мы разбрасывали рис в качестве подношения буддам и угощались соленым чаем с молоком и пресными лепешками. Папа стойко выдерживал почти пять часов утренних учений и сидения на земле, а я радовалась, что у меня появилась такая возможность приобщить его к Дхарме и поучаствовать вместе с ним в жизни тибетцев.

Каждый день после учений мы отправлялись гулять по городу. Занятие это непростое и изматывающее. Для меня выбраться за пределы ступы – всегда подвиг. Ведь там, за воротами – мир ужасных дорог, пыли, оборванных проводов и дорожного беспредела. А еще все время нужно торговаться с таксистами, а этим навыком я пока что владею далеко не в совершенстве. Но у меня была важная миссия, надо было влюбить папу в Непал и Катманду.

И я решила, что это можно сделать только благодаря моей любимой технике контрастов. Например, в один день мы поехали в прекрасный монастырь Копан на горе, недалеко от ступы. Это одно из моих любимых мест в городе, несмотря на немного ворчливых монахов, которые, кажется, предпочли бы навсегда закрыть ворота и не впускать туристов. Тем не менее, в Копане очень приятная атмосфера и свежесть. Попасть в Копан – это как глотнуть чистого воздуха после духоты. Куда ни пойдешь, везде красота.

Можно долго смотреть на город со смотровой площадки, разглядывая крошечные и беспорядочные домики. Там, вдалеке, видно ступу, и она каждый раз манит к себе, словно магнит.

Главный храм не менее прекрасен. Переступив его порог, попадаешь во всеобъемлющую тишину и состояние покоя. Но самое большое сокровище Копана – его сад, который находится позади храма. В Катманду очень не хватает зелени и цветов, а сад в Копане просто изобилует этим. А еще здесь есть две потрясающие ступы, выполненные со множеством деталей. Вот одна из них.

После Копана мы десантировались в Тамеле, в туристическом районе Катманду, где обычно селятся все туристы, которые приезжают в Непал. Помните про контрасты, да? Тамель – мое самое нелюбимое место в городе, потому что практически любой туристический район любого города подразумевает все, что я не люблю: бесконечные рыночные ряды, бары и предложения купить травки. Но все равно там есть и свои жемчужинки. Например, спрятанная во дворах ступа.

Или главная площадь – Дурбар, к сожалению, почти полностью разрушенная во время землетрясения в 2015 году.

Еще в Тамеле есть очень вкусный ласси, но об этом я узнала уже позже, когда папа уехал. Зато мы вместе с папой отужинали в моем любимом ресторанчике ближневосточной кухни – OR2K, наелись фалафеля и хумуса, а так же различных соусов.

А что касается уличных экспериментов, мы рискнули попробовать тростниковый сок во фруктовой лавке и на удивление остались живы на следующий день. Сок, кстати, просто божественный. 

Продолжая технику контрастов, на следующий день отвезла папу в древний город Бхактапур. Если бы не папа, то я бы снова туда не поехала, потому что уже была там в прошлом году. Многим нравится это место, его масштабные постройки на главной площади, его узкие улицы и маленькие дворы с глиняными горшками (в городе развито гончарное производство).

Но мне Бхактапур не нравится, потому что мне некомфортно находиться в индуистской среде, а 90% населения города как раз индуисты. Папа вроде бы тоже не сильно заценил город.

Конечно, мне нравится рассматривать покосившиеся домики с маленькими резными окошками, но все очень сильно пострадало во время землетрясения и еще не было восстановлено до конца.

И, конечно же, повсюду лавки с одинаковыми сувенирами, а по улицам сложно пройти без стресса, потому что на них нет тротуаров и все время очень близко проезжают мотоциклы.

Поэтому, поставив галочку на Бхактапуре, мы поехали дальше. В пешей доступности от туристических объектов города есть местная автобусная станция. Там мы сели на автобус до городка Нагаркот, что находится на высоте 2000м над уровнем моря. Это самое ближайшее к Катманду место, откуда открывается панорама на Гималаи. Я подумала, что раз уж у нас нет времени сходить в полноценный трек вместе, то мы обязаны полюбоваться снежными вершинами хотя бы издалека. Но вначале нас ждало испытание местным автобусом. Когда мы зашли в маленькую кастрюльку на колесах, там уже не было мест, но нас каким-то образом рассадили. Меня сначала посадили на огромную шину, лежащую на полу в салоне, а папу – рядом с водителем, спиной к дороге. Но потом и для меня нашлось местечко на сидении. А затем люди стали меняться местами, выходить из автобуса, снова заходить, и это было странно. Когда все, наконец, были готовы, водитель включил непальскую музыку (без нее автобус не едет), и мы тронулись.

Добирались мы около часа, хотя нам надо было проехать всего лишь 17 км. Все дело в том, что автобус всю дорогу пополнялся людьми. На двери автобуса висел мальчик зазывала-кондуктор, который орал на всю улицу: “Нагаркоооооот!”, выскакивал прямо на ходу, помогал людям затолкаться в автобус и снова запрыгивал вовнутрь. В какой-то момент в автобусе стало одновременно душно, пыльно и очень тесно. А так же затошнило, но не от тряски, а от абсурда происходящего и наложенной на этот абсурд музыки. Папа улыбался и слегка недоумевал, почему мы поехали на автобусе, а не на такси. Но контрасты же! Контрасты! Когда мы вывалились из автобуса, мы оказались в маленькой прелестной деревушке с чистым воздухом.

Бросив вещи, отправились в небольшой поход на смотровую площадку, откуда на следующий день на рассвете нам предстояло любоваться снежными Гималаями. Дорога шла через лес, то и дело открывались маленькие площадки, с которых можно было посмотреть вдаль.

На обочине стоял старый и брошенный грузовик. Мы огляделись по сторонам. Никого не было, и мы решили подурачиться. Залезли в кабину, потом на капот и наделали много фоточек.

Дело близилось к закату, а мы еще не дошли до места назначения. Когда я смотрела на карту, то казалось, что мы уже близко-близко, но так как идти приходилось немного в горку, то наш трек немножко затянулся. Но все равно идти было приятно, все же это почти горы, воздух свежий, пыли нет, виды прекрасные, никто не пытается сбить тебя на мотоцикле. Самое правильное место после Бхактапура. Наконец, мы пришли, оценили площадку, гор не увидели – они были скрыты в дымке. И пошли обратно, уже в темноте.

Наутро мы решили не идти весь тот же самый путь пешком, а доехать на машине. Это оказалось правильным решением, потому что мы успели как раз немного до рассвета и смогли увидеть хотя бы очертания гор. Но когда вышло солнце, то все скрылось в дымке, как и надежда посмотреть на снежные вершины.

Обратно в Катманду мы тоже ехали на такси. Не знаю, почему, но папа не захотел ехать снова на автобусе.

Немного отдохнув около любимой ступы, Боуды, решили для баланса наведаться в Пашупатинатх – священный храмовый комплекс, широко почитаемый среди индуистов. Так же там сжигают трупы людей.

Это еще одно мое нелюбимое место в городе, но его просто невозможно было исключить из экскурсии. Ведь если бы мы не поехали туда, разве у папы была бы такая классная фоточка с наряженными мужиками?

Больше всего, помимо горящих трупов, нам понравились скачущие повсюду обезьяны. Особенно впечатлило, как они с разбега прыгали в воду. Но вообще, конечно, Пашупатинатх – то место, которое хочется скорее покинуть и никогда не возвращаться, что мы и сделали.

Зато на следующий день в рамках моей программы контрастов мы поехали к священной  древней ступе Сваямбунатх, которой по некоторым данным уже более 1500 лет.

План посетить ступу был хорош, вот только я забыла, что это была суббота, непальский выходной, и на небольшом ступином холме собралось много людей.

На Сваямбу немного тесновато, но все равно мы вдоволь налюбовались городом сверху, сделали несколько кругов почтения и отправились в гости к моим друзьям, у которых отель Swayambu View Guest House рядом со ступой. Там мы посидели в теплой атмосфере с чаем и шоколадками, поговорили о разных особенностях жизни в Непале, а потом поднялись на крышу. Там, с крыши, открывается мой самый любимый вид на Катманду, Сваямбу и небольшие холмы, напирающие на город.

А в последний день, дабы уравновесить все увиденное в Катманду, я повезла папу в древний город Лалитпур, он же Патан. Для меня это самое красивое место в городе после ступы Боудданатх, от которой я до сих пор не могу оторваться. Название “Лалитпур” переводится как “город красоты”, а тысячу лет назад он был одним из самых больших городов мира.

Сейчас он фактически является одним из районов Катманду. К сожалению, Лалитпур, как и многие другие ценные культурно-исторические объекты, сильно пострадал во время землетрясения в 2015 году. Работы по его восстановлению до сих пор ведутся, но очень медленно, поэтому большинство прекрасных зданий все еще скрыто под строительными лесами или вовсе представляют собой груду камней.

Но все равно, даже несмотря на это, просто глядя на остатки былой красоты, можно представить великолепие Патана. Город издревле славился своими ремесленниками, архитекторами, ювелирами, поэтому здесь можно бесконечно рассматривать детали на зданиях, резные колонны, статуи. По единому билету можно обойти несколько музеев, где сохранились образцы деревянных колонн с различными фигурами, металлические статуи буддистских и индуистских божеств, древние картины. Рассматривать и изучать это можно очень долго, ведь там столько деталей.

Утомившись от музеев, мы просто гуляли по главной площади, заходили в здания, посещали храмы. Тут есть несколько важных для буддизма храмов, и в каждом из них мы отметились.

А затем мы немного погуляли по местным подворотням и окунулись в шарм нетуристических улиц.

Но, конечно, больше всего времени мы проводили у самого прекрасного создания – ступы Боудданатх. Мы наворачивали круги, жгли масляные светильники, садились в кофейнях поближе к окнам, чтоб смотреть на ступу, а однажды даже пришли в 4 утра послушать главный колокол.

День отъезда был очень дождливый и пасмурный. Мы пытались понять, что папе увезти с собой в качестве сувениров, но это было очень сложно, потому что мы оба не любим шопиться и не умеем торговаться. Поэтому большую часть времени до самолета папа потакал моей тяге к сладкому и кофе в моем любимом кафе. Неделя пролетела, конечно же, очень быстро. Но я считаю, что мы очень многое успели сделать за это время. Но самое главное – быть вместе, встречаться после долгой разлуки, находить интересные для обоих места и весело и с пользой проводить время. Спасибо, дорогой папочка, что приехал!