С ветерком по Кахетии

В начале октября я вернулась из Батуми в Тбилиси, и у меня выдался короткий отпуск. В это же время ко мне в гости приехала моя подруга Таня, и мы решили сделать еще одну вылазку по Грузии и поехали в регион Кахетия. Там как раз в это время начинался сезон сбора винограда, а ведь именно там, в Алазанской долине, производится почти все грузинское вино. Побывать в Грузии и не посмотреть Кахетию было недопустимо.

Наученные предыдущим опытом поездок, вспомнив каждого таксиста, мы взяли машину на прокат. За рулем был Сергей, который до этой поездки в основном имел опыт вождения мотоциклов по Азии.

Самым сложным был выезд из Тбилиси. Хуже движения в своей жизни я не видела, даже во Вьетнаме. Кажется, что каждый едет, как хочет, совсем не соблюдая правила, не пропуская друг друга и пешеходов, которые, в свою очередь, сами смело бросаются под колеса и переходят дорогу на красный свет. К осени машин в Тбилиси прибавилось, все вернулись с отдыха, и поэтому нам пришлось около часа простоять в пробке, прежде чем выбрались из города. И тогда мы выдохнули.

Прекрасный пустой и туманный серпантин повел нас вверх, в гору, а потом, пропетляв вниз, привел в город Телави. Мне понравился город, хотя мы всего лишь успели проехать по нему до гостиницы. Широкие улицы, в центре — древняя крепость, все чисто и украшено огоньками. Телави известен тем, что именно в этом городе происходили события из фильма Мимино, и даже есть памятник главным героям, но мы его не увидели.

Мы пробыли в Телави всего ночь, зато провели ее у очень колоритной бабули. В октябре резко похолодало, и если бы у нас не было печки в машине, нам было бы очень некомфортно, а я бы вообще умерла. А у бабули был свитер, и она решила, что включать отопление в доме еще рано. Поэтому пришлось спать под двумя одеялами и в спальнике. Зато утром она кормила нас супом с фрикадельками и показывала, как отличить хорошую чачу от плохой.

Весь день мы провели в дороге, заезжая то в один известный и древний монастырь, то в другой, пока они не стали путаться в голове.

Я запомнила только, что возле одного из монастырей бабули продавали самую свежую и вкусную кахетинскую чурчхелу. Мы часто останавливались и покупали вяжущую хурму и сладкие груши. А еще смотрели в окно — пейзажи все время менялись, равнины сменяли горные местности, выходило солнце и потом сменялось туманом, и периодически на горизонте показывался то древний храм, то крепость.

Особенно запомнился отель на озере, где мы фотографировались, катались на качелях, а я развлекала всех балалайкой.

А к вечеру мы внезапно приехали в город Сигнахи. Внезапно — потому что он вынырнул на нас из темноты. Показались стены городской крепости, башенки, и мы увидели весь город в освещении вечерних огней. Мы и подумать не могли, что там так красиво.

Мы предполагали, что это просто небольшой городок в горах, но Сигнахи — настоящее сокровище, окруженное Большим Кавказским хребтом, который растянулся по горизонту, и кажется, что подвис в воздухе.

В городе много европейцев и ресторанов с вкуснейшими грузинскими лакомствами. Мы весь день гуляли по улицам, бегали по стене с башенками, тискали кошек, любовались бабушками. Посетили музей с выставкой художника Пиросмани. Мы как раз недавно посмотрели про него фильм, и от этого вдвойне интереснее было зайти на выставку его картин.

Уезжать из Сигнахи не хотелось, но в планах было двигаться дальше. Наш путь продолжился по разбитой дороге с пустынными пейзажами, желтыми полями и одинокими деревцами. Мы ехали очень медленно, не только потому, что дорога была плохая, но и потому, что хотелось все время останавливаться и фотографировать.

Ночь застала нас в деревне Удабно. Это село на отшибе, где гуляют в полях коровы, но при этом есть хостелы и даже какое-то арт кафе, куда мы так и не зашли. Мы остановились в хостеле, где пустовал целый этаж, и мы могли выбрать себе комнату по вкусу. Под окнами был коровник, где все время пропадала хозяйка.

Почему мы остановились в этой дыре? Потому что на следующий день мы решили поехать в Давид Гареджи, — пещерный монастырь на границе с Азербайджаном. Дорога туда была еще хуже, чем накануне, но наша маленькая машинка справилась с испытанием. Поездка того стоила, мы провели несколько часов возле монастыря, погуляли по горам, посмотрели на Азербайджан с высоты.

И вдруг мы поняли, что в Тбилиси возвращаться совсем не охота. Поэтому, поменяв планы, договорились о продлении машины еще на один день и поехали смотреть пещерный город Вардзиа. Мы думали, что до него рукой подать, но в итоге дорога заняла около 8 часов, и мы приехали в город очень уставшие. Зато увидели половину Грузии, ее леса и озера, села и пустые дороги. Пейзаж менялся очень часто, и мы то ехали мимо богатых лесов, то подымались на высоту 2000 м и вокруг нас была пустота.

На рассвете мы посетили крепость Хертвиси, которая входит во Всемирное Наследие Юнеско.

Вардзиа, куда мы так стремились, оказалась мега туристическим местом. Уже в 10 утра перед входом стояло несколько туристических автобусов. Но, тем не менее, мы умудрились убежать вперед и побродить в одиночестве. В скале высечены комнаты, кельи, даже есть церковь. Жаль, что внутри ничего интересного, и в основном все гуляют снаружи.

Я-то думала, что мы будем гулять прям внутри скалы, в лабиринтах пещер. И все же мое любопытство привело меня в одну комнату, и я, сделав шаг с солнца в темноту, не увидела ловушки и рухнула в яму глубиной в свой рост. В панике выкарабкалась, протряслась, продышалась, посмотрела через дырявую штанину на кровь из колена, оценила ущерб. Вроде все было хорошо, я немного погоревала о штанах, доползла, как зомби вниз, но к вечеру, когда мы добрались до Тбилиси, я уже не могла ходить, и мое выздоровление заняло более двух недель.