Sky Run Fest 2016 в Ергаках

Актру. Вечер. Мы сидим за длинным столом вместе со спортсменами, кутаемся в теплую одежду и пьем чай. Завтра у них старт, и они побегут на пик Юбилейный, а после награждения сразу же уезжают домой. Но сейчас мы все вместе, рассказываем истории из жизни и шутим. Кто-то невзначай говорит, что нам пошло бы на пользу увидеть Ергаки. Юра подхватывает идею и приглашает нас на ежегодный фестиваль по скайранингу Sky Run Fest 2016, организатором которого он является.

• Да, да, приезжайте волонтерами, посмотрите Ергаки, — говорит он так убедительно, что я понимаю, что внезапно приняла решение.

Все события и встречи неслучайны и влекут за собой новые приключения. Те несколько дней знакомства со спортсменами привели к тому, что все лето прошло под флагом скайранинга, гор и здорового образа жизни.

И вот, спустя полтора месяца после того вечернего разговора, автобус увозил нас далеко от нашего Актру, дорогих людей и великих гор. Впереди, как обычно, полная неизвестность. Мы решили поехать волонтерами в Ергаки, до конца не понимая, что нас ждет. Из последней информации мы узнали только, что там полно медведей, и нужно купить свисток, чтоб их отпугивать.

Путь наш лежал через Новосибирск и его прекрасные столовки, в которых я отъедалась после гор. Видимо, что-то случилось с моим организмом, потому что мне все время хотелось есть.

Затем мы приехали в Абакан, погуляли по городу, полюбовались его многочисленными парками и клумбами, побаловали себя вкусным кофе, а после этого встретились с группой волонтеров и поехали на базу «Ергаки».

Около двух часов мы ехали мимо пшеничных полей и березовых рощ, ехали в какие-то мистические Ергаки, о которых почему-то мало, кто слышал. Мы не знали, где будем жить и в каких условиях, поэтому на всякий случай везли с собой кастрюльку, палатку, миллион теплых вещей, резиновые калоши, валенки и несколько головок чеснока, чтоб точно ни в чем не нуждаться.

Всех волонтеров поселили в Ангар. Я пишу это слово с большой буквы, потому что в течение 10 дней Ангар стал нашим добрым и уютным домом, спасающим нас от холода и непогоды. На втором этаже Ангара была одна большая общая спальня для почти 30 волонтеров, а внизу — склад продуктов и самодельная кухня на дровах.

Дежурили на кухне по очереди. Однажды нам пришлось встать в 5.30 утра, чтоб приготовить на всех овсянку. Но вообще больше всего времени на кухне проводил Слава, даже вне очереди. Просто Слава очень вкусно готовит.

Жить такой большой толпой в одной комнате поначалу было сложно, особенно для моей отшельнической персоны. Ночью я спала нормально, я не слышала ни звука, но с утра каждый шорох, движение и шуршание пакетиками выводило из сна и вынуждало вставать раньше, чем хотелось бы и не в том настроении, в котором я привыкла вставать.

Но со временем я к этому привыкла и перестала ворчать. А однажды нас даже разбудили песнями под гитару, и это было так чистосердечно, как в детском лагере.

Все волонтеры приехали в Ергаки, чтоб участвовать в организации фестиваля, который длился четыре дня и включал в себя три соревновательных забега по пересеченной местности, по горным тропам и лесным дорожкам. Общая протяженность всех трех трасс составила около 110 км. Нашей первой задачей было промаркировать трассы лентами, стрелками, цветными листами, чтоб спортсменам было легче ориентироваться.

Это означало, что за несколько дней мы должны были сами пройти большие участки этих трасс. Вообще это было не сложно — идешь себе, гуляешь по лесу, подвязываешь метки, любуешься природой.

Но вот когда в первый день начался дождь, и я промокла насквозь, да еще и несколько раз погрузилась почти по колено в болото, а потом на следующий день мы снова отправились маркировать трассу, но уже в сырых ботинках, я поняла, насколько это сложно. Особенно для спортсменов, которым предстоит всю эту трассу пробежать в любую погоду, в легкой одежде и кроссовках.

Через несколько дней приехала новая группа волонтеров, и нас стало больше, а в Ангаре — шумнее и веселее. Все были заняты своими делами — кто-то готовил еду, кто-то ставил флаги и украшал базу, кто-то продолжал маркировать трассу.

Затем стали приезжать спортсмены, и база ожила. В кафе стало собираться больше людей, по всем дорожкам стали бегать люди в обтягивающей одежде, а у волонтеров появилось еще больше предстартовой суеты. Мы с Таней помогали регистрировать спортсменов, оформляли им страховки.

Заодно и познакомились почти со всеми 99 участниками. А с некоторыми я была знакома еще с вертикального километра, который проводился в Актру. Они тоже приехали, чтоб принять участие в фестивале.

Я в очередной раз поразилась выносливости и силе этих людей — некоторые бежали все три этапа, то есть три дня подряд — 25 км в первый день, 48 км во второй день и 43 км в третий. У всех спортсменов, помимо усталости, было столько счастья и безумства в глазах, что невольно задумаешься, сколько адреналина и эндорфинов они получают, преодолевая такие расстояния и проверяя себя на прочность.

Волонтеры во время забегов тоже не расслаблялись. Кто-то находился на старте и финише, а кто-то стоял на маршрутах. Наша группа из 6 человек отправилась на озеро Светлое с палаткой и едой для спортсменов, чтоб организовать там пункт питания во время второго этапа.

Ночевка на Светлом достойна отдельного поста, но я все же постараюсь быть краткой. Одно я знаю точно — я ушла одним человеком, а вернулась — другим. Вообще, забегая вперед, сами Ергаки — портал в иное измерение, а Светлое, наверное, самая главная дверь.

Озеро с чистейшей прозрачной и относительно теплой и живой водой, которая смывает все ненужное, все ложное, вымывает всю дурь из головы, оставляя только истинное, правдивое и светлое. Я не могла вылезти из воды, даже когда было уже слишком холодно, я все равно продолжала плавать от берега к берегу, все мое тело вибрировало от счастья.

Если отплыть подальше от берега, то видно пик Звездный и пик Птица, видно отражение леса в воде и, кажется, что можно познать Бога и смысл жизни, нырнув в воду с головой.

Ночь на Светлом была одной из самых тихих и спокойных в моей жизни. Несмотря на то, что спали мы в палатке, я не замерзла, шикарно выспалась и проснулась отдохнувшая и свежая. Мы все работали очень слаженно, кто-то таскал дрова, кто-то разжег костер, кто-то приготовил завтрак, а кто-то насобирал для завтрака черники на черничных полянах вокруг озера. Затем мы подготовили пункт питания и засели в ожидании первых спортсменов.

Первым, конечно же, к нам прибежал Сергей Донец, чемпион предыдущих фестивалей. Никто из нас не сомневался, что он будет первым и в этот раз.

Мы немного волновались, ведь нашей задачей было как можно быстрее обеспечить спортсменов всем необходимым — едой, водой, изотоником и компотом.

Но к середине дня расслабились, ходили по очереди купаться, валялись под деревом и встречали спортсменов шутками и подбадриваниями. День был на радость солнечным и теплым.

Уходить не хотелось, мы всячески продумывали варианты остаться еще на ночь. Пока мы думали, начало темнеть, и мы все же приняли решение вернуться. Поэтому наш обратный путь до лагеря был по темноте, мы очень устали, но в какой-то момент я поймала себя на мысли, что просто иду, смотрю вперед, и ноги сами несут меня дальше. Я, как маленький вездеход, одинаково бодро прохожу ровные тропки, вязкие болота и скользкие камни. Идти ночью без фонарика со зрением -3 по камням, корням и болотам — необыкновенное ощущение.

На третьем забеге у нас была ответственная работа — мы засекали время, за которое спортсмен финишировал. Встречать спортсменов на финише, видеть их счастье, было очень радостно. В какой-то момент пошел дождь и не прекращался до вечера. Мы прятались под зонтами и крышами, а вот спортсменам пришлось хуже — они бежали в легкой одежде, а кое-где в горах даже был град. Поэтому на финиш они прибегали мокрые, грязные и очень уставшие. А мы их встречали радостными криками и аплодисментами.

Практически все спортсмены уехали сразу же после третьего забега и награждения, а мы снова разбились на группы и опять пошли в лес — на этот раз для того, чтоб снять всю разметку и собрать мусор с трасс. Погода стояла хорошая, мы объедались черникой, купались в озерах и восхищались видами. Это был один из самых запоминающихся и ярких дней в моей жизни. Наградой нам стал бассейн, баня и хамам на базе МЧС, где можно было расслабиться и погреться.

И, конечно же, во время фестиваля я продолжала ставить людей на гвозди, открывать для них их скрытые резервы и помогать пройти чуть дальше своих возможностей и заглянуть за пределы эго. Один парень простоял на гвоздях час и двенадцать минут, после чего уговорил и меня постоять час, за что я ему очень благодарная, потому что сама я в последнее время редко стою на гвоздях. И теперь эти гвозди достались ему в подарок от меня, а мой рюкзак стал легче на 3 кг.

Слава тоже радовал людей занятиями на альфа-гравити, что было очень кстати для спортсменов, желающих размяться и растянуться после физической нагрузки.

Уезжать было грустно, я даже задумала взять палатку и постоять еще пару дней на озере, но дождливая погода в день отъезда все решила за меня, и пришлось попрощаться с Ергаками и волонтерами, которые стали так близки всего за 10 дней, и ехать дальше, оставив их в своем сердце.

Благодарю тебя, Юра, за возможность познать Ергаки, за удивительные приключения, впечатления и встречи!