Вертикальный километр

Спустя несколько дней после приезда на Алтай, когда было закончено с основной работой по базе, когда у меня появилось свободное время и перестали болеть коленки, вдруг состоялись соревнования по скайранингу — вертикальный километр. Вот тогда я и поняла, откуда на базе так много спортсменов в яркой фирменной одежде и почему они все время нарезают круги по базе. Чтобы понять этих людей и проникнуться идеей скайранинга (это когда бегаешь по горам на время), я тоже решила поучаствовать в соревнованиях, правда без номера, чтоб не позориться.

Мы со Славой взяли трекинговые палки и по сигналу побежали вместе с толпой спортсменов по обозначенной ленточками трассе до пика Учитель. Бежала я около минуты, потом, тяжело дыша, медленно поползла вверх, обгоняемая веселыми людьми. Слава тоже оторвался вперед со словами: «Мы что, будем так медленно ползти всю дорогу?». И я и осталась одна с несколькими такими же неторопливыми участниками. Так начался мой персональный ад, продлившийся 2 часа 52 минуты. Километр вверх. Иду, вижу вершину, мою цель, и кажется, что буду там уже минут через 20. А потом вдруг вижу первую табличку, на которой указана высота — 100 метров. Смотрю на часы — прошло как раз 20 минут. Тут меня одолевает ужас — как же так? Я ведь прошла уже больше половины пути, до вершины рукой подать, это какая-то ошибка. Но нет, через 20 минут появляется еще одна табличка — 200 метров. Смирение никак не приходит. Вершина маячит и манит, а зрение все продолжает играть со мной злые шутки, не позволяя адекватно оценить расстояние. Уклон горы — около 45 градусов, так что приходится все время идти вверх, без намека на ровную плоскость и хоть малейшую передышку.

А в это время с каждым шагом открываются волшебные виды, один волшебнее другого. На горы, наше домашнее уютное ущелье, на кусочек Курайской степи. Участники, ползущие вместе со мной, подбадривают друг друга сказками о компоте, который ждет нас на отметке 500 метров. Это, конечно, обнадеживает, но все равно приходится останавливаться через каждые 10 шагов, чтоб перевести дыхание. Сердце бешено стучит, а я вспоминаю, что вообще-то никогда не любила ходить вверх, в горы, по лестнице. А тут настойчиво иду. Зачем иду, кому это надо? Я ведь даже без номера. Но вот остановлюсь, посмотрю вниз, а там — красота! И слева красота, и справа красота, а под ногами цветочки. Малюсенькие такие, но красивее, ярче и разнообразнее всех цветов, какие я когда-либо видела.

И вот, о Боже, 500 метров! Ровно половина! Я иду, счастливая такая, а ко мне уже бежит мой спаситель — парень волонтер с водой и компотом. Почему-то меня спрашивают, собираюсь ли я идти дальше, и я самонадеянно отвечаю, что конечно же пойду! Иначе зачем было подниматься так высоко, чтоб потом идти обратно?

Навстречу мне уже спускаются первые спортсмены, добравшиеся до вершины, делятся своими результатами. 43 минуты, 1 час, час десять. Я всем гордо заявляю, что рассчитываю подняться быстрее, чем за три часа. Они меня всячески ободряют. Кто-то обмолвился, что Слава ждет меня наверху, и это придало мне сил.

Но вот зеленая тропа с цветочками закончилась, и начались суровые шаткие камни, а потом и вовсе страшная сыпучка. Однако, и вид того стоил. Все выше и выше, все красивее и красивее. Затем уже почти у самой вершины нас ждал неприятный сюрприз — нам надо было немножко спуститься вниз, пройти по снегу, а потом снова подняться наверх, да еще и по звенящему и скользящему сланцу. Он такой странный, этот сланец — как будто кто-то картофелечисткой нарезал камни на тонкие плоские кусочки. Идти по ним было очень неудобно, но зато можно было развлекать себя, стуча по ним палочкой и извлекая тонкий и дивный звук.

И вот, остается совсем немного, и я уже вижу финальную линию, флаги, болельщиков, судей и компот. Последний рывок, бегом и вприпрыжку под ободряющие вопли всех, кто собрался на вершине. Победа!!!! В руках у меня снова оказывается компот и даже апельсинка. Я вижу Славу, ему пришлось прождать меня на вершине почти полтора часа, сам-то он добежал за 1 час и 20 минут. А потом я вижу, что мы стоим наверху, со всех сторон нас окружают горы с шапками снега и льда, а с одной стороны — бескрайняя зеленая Курайская степь.

Меня переполняют чувства. Так, как давно уже не переполняли ни от любви, ни от путешествий, ни от спорта. Я вдруг ощущаю себя счастливой, мне хочется плакать от счастья, визжать и петь — все сразу. Ничего красивее еще не было в моей жизни.