День рождения с Далай Ламой

Ну а теперь настало время рассказать о моей основной цели путешествия в Индию. Думаю, я бы еще не скоро решилась туда поехать, но однажды я открыла сайт Далай Ламы и увидела, что в начале октября, в Дхарамсале будут проходить его учения. Это событие совпадало с моим днем рождения, и я поняла, что надо ехать, и именно поэтому я, к своему собственному удивлению, оказалась в Индии.

С 1959 года Маклеод Гандж является домом для многих беженцев из Тибета, а также тут находится Тибетское правительство в изгнании, Тибетский музей и резиденция Далай Ламы. Поэтому именно в этом месте по улицам вместе с местными жителями ходят тибетские бабушки и монахи. Именно поэтому здесь очень вкусная вегетарианская тибетская чистая еда, без тонн масла и глутамата натрия — разные момо (типа наших пельмешек), супы, домашние пасты. Иногда проходишь мимо какой-нибудь кофейни, а там внутри — всё в бордовых цветах и шевелится. Присмотришься — а это тибетские монахи облюбовали кафе, пьют кофе с тортиками и сидят в телефонах. Прямо прелесть.

В центре Маклеод Ганджа есть маленький храм с молитвенными барабанами, ступой внутри и со статуей Будды на крыше. Вообще там очень много разных храмов в самом городке и вокруг него. Но самым главным, конечно, считается храм Далай Ламы. Именно там проходили четыре дня учения и мой день рождения. Вокруг храма есть тропа через лес со ступами, флажками и молитвенными барабанами, так что можно было гулять там вечерами на закате и накапливать заслуги вместе с тибетцами.

Вообще попасть на учения не является чем-то сложным и необычным. Его Святейшество часто путешествует, так что застать его можно даже в Европе. Но именно учения в Дхарамсале имеют особенную домашнюю атмосферу, ведь здесь вот уже 59 лет находится его дом. Все, что требуется для того, чтоб попасть на учения — это прилететь в Дхарамсалу, забронировать заранее отель (во время учений почти все отели заняты) и принести свой паспорт на регистрацию. Там за несколько минут каждого участника вносят в компьютер и выдают бэйджик с фотографией. Все, можно спокойно ждать учений.

Я ждала две недели, потому что приехала заранее. Зато за это время я успела найти и забронировать себе хорошее жилье с видом на горы и крыши, погулять по окрестностям, найти новых друзей, отдохнуть в одиночестве, войти в режим медитаций и чтения книг по буддизму. Таким образом я привыкала к Индии и готовилась ко встрече с Далай Ламой.

Я помню его с детства, почему-то вспоминаются какие-то отрывки из новостей по телевизору. Тогда Далай Лама был не только духовным, но и политическим лицом. Он вызывал у меня симпатию, но я никогда не думала, что настанет день, когда смогу увидеть его. Когда я впервые попала в Непал, я много чего упустила из виду. Я прониклась прекрасными горами, чудесной природой и волшебной ступой Боудданатх. И тогда я почувствовала, что мне нужно вернуться и задержаться в этом месте подольше. И в этом году мне повезло еще глубже погрузиться в мир буддизма, открыть для себя новые вещи, проникнуться его философией.

Я гуляла вокруг ступы и видела одно и то же каждый день. Тех же людей, тех же голубей и собак, те же кафе и те же ступины глаза. Но постепенно мне стали открываться новые детали. Я обнаружила, что вместе с шумом Катманду меня окутывает тишина, что вокруг меня люди, с которыми мы говорим только о Дхарме, внимательно следя за своей речью, что я узнаю символику и образы в картинах и статуях, и что теперь я все время вижу его — Далай Ламу. Странно, что до этого я не обращала внимание на то, что в каждом кафе, отеле, магазине висит его портрет. Вот Далай Лама сложил руки в намасте, вот он улыбается и машет, вот он ест. Я стала обращать на него внимание все чаще и чаще, на эти добрые глаза и обаятельную улыбку. А однажды я поняла, что все люди, которые меня окружали на тот момент, когда-то видели Далай Ламу и получали от него благословения.

Мне вообще-то не свойственно возводить кумиров и тем более преследовать их. Я просто внимательно наблюдала за тем, как на моей руке появилась фенечка и четки, благословленные Далай Ламой. Я наблюдала за тибетскими бабушками, дедушками и монахами, которых в упор не замечала в прошлый приезд. Мои дни наполнились тибетскими мантрами и буддистской философией. И я стала спокойнее и стала четче видеть свой путь.

Так Далай Лама перестал быть для меня далеким, а обрел совершенно реальную форму. И я не могла поверить в то, что вот-вот настанет тот день, когда я его увижу. Если вы хотите узнать его историю, посмотрите фильм “Кундун” Мартина Скорсезе, там довольно подробно описываются его ранние годы до момента его ухода из Тибета.

Увидеть такого человека в принципе очень необычно, а для буддиста это еще важнее, ведь Далай Лама считается воплощением Авалокитешвары — бодхисаттвы сострадания. Встретить просветленного человека, почитаемого таким количеством буддистов, тибетцев, философов, ученых — большое везение.

Поэтому в ночь перед первым днем учений я почти не спала. Поднялась без будильника в пять утра и пошла в храм, чтоб занять местечко. Многие люди занимали места еще за несколько дней до начала учений, прям приклеивали скотчем свои подушки к земле. Храм состоит из двух уровней. На первом находится большой сад, а на втором — сам храм с троном Его Святейшества и большой площадкой вокруг храма. Весь второй этаж был разделен на зоны для людей из разных стран. Так как конкретно эти учения проводились для буддистов из Тайваня, то у них были самые лучшие места, прямо перед троном в главном храме. Была даже зона для русских, но я подумала, что там будет слишком много людей, поэтому не пошла туда, а стала выбирать стратегически важное место, где смогу поближе увидеть Далай Ламу.

На учения нельзя было приносить телефон, на входе в храм проверяли сумки и даже общупывали. Так что фотографии не мои, а с сайта dalailama.com. Там же можно посмотреть видео с этих и других учений.

Когда я пришла утром в храм, людей было не много, но и свободных мест почти не было. Однако, мне повезло найти местечко у забора, вдоль которого должен был проходить Далай Лама. Я стояла там несколько часов, не покидая свой пост. Постепенно начинал собираться народ, люди подходили ближе, пытались немного сдвинуть меня с места, но я не сдавала позиции. Там были люди из разных стран и местные тибетцы. Людей было очень много, говорят, что на эти учения зарегистрировалось 6000 человек.

Вокруг моей локации было очень оживленно, я успела познакомиться с леди из Германии и с мужчиной из Франции. Мимо нас то и дело ходили мальчики-монахи и раздавали бесплатные хлебные лепешки и наливали горячий чай с молоком. Люди брали сразу по несколько лепешек и передавали их дальше. Ощущалось праздничное волнение.

А затем все голоса стихли, и мы услышали пение со второй площадки, где сидели тибетские монахи. Они пели мантру ОМ МАНИ ПЕДМЕ ХУМ, и весь храм наполнился священными звуками. Мы тоже пели вместе с ними, и в этот момент я поняла, что вот сейчас случится то, ради чего я сюда прилетела и к чему готовилась с апреля этого года. Я пела, сложив ладони и склонившись в почтении, меня трясло от волнения.

Тут ворота резиденции открылись и я увидела его. Он шел, поддерживаемый с двух сторон помощниками, и улыбался. Он вглядывался в лица людей, останавливался, что-то говорил им и прикасался к протянутым ладоням. Я следила за каждым его движением, и внутри меня росло чувство любви. Вдруг рядом со мной заплакала тибетская маленькая девочка, и Далай Лама направился прямо к ней и прикоснулся к ее голове, а я стояла рядом, на расстоянии вытянутой руки от него и не могла пошевелиться. Конечно, мне бы очень хотелось, чтоб он тоже коснулся меня, но дотронуться до него было бы неуважительно. Поэтому я просто стояла там, почти парализованная его воздействием. А когда он пошел дальше, я стала плакать, пораженная силой его энергии. Плакали и другие люди вокруг меня, и это был мой первый подобный опыт.

Учения длились четыре дня, за эти дни Далай Лама рассказывал о срединном пути и пустотности. Он говорил на тибетском языке, но его лекции переводились тут же на 12 языков, включая русский. Чтобы услышать перевод, надо было приобрести радио и настроиться на нужную волну. После учений другой учитель давал комментарии, но вообще и учения, и комментарии лично для меня воспринимались с трудом. Я старалась все записывать и не переставала благодарить себя за то, что последние полгода много читала, иначе я бы вообще ничего не поняла.

Я не переставала удивляться, какой же он радостный и светлый человек. Пока переводили его слова, он сидел на троне, смотрел по сторонам, махал проходящим по второму этажу людям, улыбался. Я могла все это видеть на большом экране на первом уровне.

И, конечно, я не забывала о стратегических местах. Я выяснила, по какой лестнице он спускается и уходит в конце учений. Поэтому каждый день стояла там в надежде, что он одарит меня своим благословением. И вот, в последний день, в день последнего шанса, мне несказанно повезло. Я мечтала, чтоб он меня коснулся, но случилось кое-что более важное. Перед тем, как садиться в подъехавшую к лестнице машину, он посмотрел на людей, которые стояли перед ней, в числе которых была и я. И мы на секунду встретились взглядами. Даже когда я пишу и вспоминаю об этом, мне хочется плакать. Это тот взгляд, которого я никогда не забуду. Как будто я получила тысячи благословений.

Так я отметила один из лучших моих дней рождений. Только я и Далай Лама. Дхарма и тишина. А так же мои новые друзья, прекрасные и светлые люди, идущие теми же тропами, что и я.