Два медовых месяца в Катманду

Однажды, около двух тысяч лет назад, было озеро, окруженное со всех сторон горами и лесами. Потом на поверхности озера, прямо в середине, возник прекрасный лотос, такой прекрасный, что древние боги захотели увидеть его. Для этого им пришлось прорубить одну из гор, чтоб вся вода из озера вытекла в ущелье. Прекрасный лотос превратился в ступу Сваямбунатх на холме, а на месте озера образовалась долина Катманду, а в ней — один из самых загрязненных городов мира.

Для многих людей Катманду — промежуточный пункт перед треком в Гималаи. Люди стремятся как можно скорее покинуть это пыльное место и добраться, если не до гор, то хотя бы до живописной Покхары, где можно бесконечно наблюдать чудное озеро Фева и снежные вершины в ясную погоду. О, Покхара, как она прекрасна! Как свежа, какой тут приятный климат! Повсюду дешевые кафе и бары, играет регги и всем сердцем ощущается свобода.

Но я осталась жить в Катманду. Сначала я думала побыть тут месяц, но время шло, а желания уезжать не возникло. Так пролетели два месяца. С хвостиком. И я осталась бы еще, да вот виза подошла к концу. И во всем остальном мире во всю лето, так что пора ехать туда, куда зимой я не сунусь. Те, кто бывал в Катманду, спрашивают, чем меня так привлек этот пыльный город без моря, без леса, без гор и даже без какого-либо хотя бы маленького озера?

Ответ невероятно прост — я влюбилась. Впервые в жизни без сомнений и с первого взгляда. Еще в прошлом году меня очаровали голубые глаза и белое тело ступы Боудданатх. Как только мои глаза встретились с магическими глазами Будды, изображенными на ступе, я поняла, что мое сердце уже не будет прежним.

Целый год разлуки был, как в тумане. Одна часть меня жила и работала в Москве, Грузии, Таиланде, а другая — всегда оставалась там и ходила вокруг Боуды. И вот, наконец, я здесь, в своей физической форме. Мы соединились и теперь я могу находиться рядом с ней столько, сколько пожелаю. И здесь, сейчас, я чувствую себя дома. Как будто вернулась домой после долгих странствий. Кто знает, сколько жизней я уже прожила рядом с этой ступой?

Для меня не существует пыльного Катманду. Весь древний город ужался до размеров Боуды и пары узких улиц. Одна ведет к моему отелю, вторая — к рынку.

За главные ворота я не выхожу. Там машины, таксисты, шумно, пыльно, грязь по колено. И если я говорю «по колено», то я именно это и имею ввиду.

А возле Боуды играют мантры, шелестят цветные флажки, поскрипывают крутящиеся барабанчики с мантрами, из храмов доносятся звуки гонгов, а порой какая-нибудь тибетская бабуля, проходя мимо, нет-нет, да и шепнет на ухо священные четыре слова мантры сострадания ОМ МАНИ ПЕДМЕ ХУМ. 

То, что я здесь испытываю — за пределами слов и понятий. Чтоб хотя бы примерно понять мое состояние, нужно оказаться здесь и постараться увидеть все так, как вижу я. И то, у каждого своя судьба, и события для каждого будут разворачиваться по-своему.

Для меня Боудданатх — это Бог. И голубые глаза с четырех ее сторон — это глаза Бога. Я вижу ступу каждый день, и каждый раз мое сердце наполняется любовью. Каждый раз я думаю, что это когда-нибудь закончится, но нет, не заканчивается. Недаром ступа символизирует ум Будды. И если отойти в сторону или смотреть на ступу с окна какого-нибудь кафе, то можно заметить, что ступа всегда остается в своем медитативном состоянии, что бы ни происходило вокруг нее.

Лают ли вокруг собаки, ходят ли толпы людей, наводят суету попрошайки или вообще никого нет на улице, — ум Будды пребывает в спокойствии.

Иногда мне кажется, что я попала в кино, и все это — декорации к фильму. Настолько все ярко, громко и необычно. Так как Боудданатх — важное место паломничества для тибетских буддистов, то основную массу людей составляют именно они. Примерно половина из них — бабушки и дедушки в тибетских костюмах.

Бабушки, которых все же больше, чем дедушек, носят длинные юбки из плотной ткани. Они оборачивают их вокруг бедер специальным образом так, что сзади получаются две ровные складки по краям. Некоторые из них вплетают цветные нити в волосы и связывают кончики получившихся кос между собой.

Вторую половину толпы составляют монахи. Я уже научилась различать монахов разных традиций. Вообще это не сложно, — у них разного цвета одежда. Монахи традиции Хинаяны носят яркие оранжевые одежды и не имеют права иметь ничего своего, чтоб не было привязанностей. Поэтому они тихонько и грустно стоят или сидят на земле и живут только на то, что им подадут.

Монахи традиции Махаяны носят темно бордовые одежды. Кроссовки тоже подбирают в тон. Но бывают и исключения.

Они часто пользуются телефоном — разговаривают, смеются, смотрят всякие видосы с него, делают фоточки. Их часто можно встретить в кафе, где они расслабленно пьют кофе с пирожными. Но, конечно же, они много времени посвящают и молитвам, и медитации, и обходу ступы.

Обход ступы — кора — это народная забава. Ходить можно только по часовой стрелке. Некоторые бунтуют и ходят, как хотят, создавая всем массу неудобств, особенно в оживленные часы. Поэтому, если пропустил нужное тебе здание, то нужно сделать еще круг. Тут даже голуби летают по часовой стрелке.

Люди делают много кругов, читая при этом мантры, перебирая четки, крутят ручные барабанчики, на ходу делая поклоны в сторону многочисленных храмов. По периметру сидят нищие и калеки, повсюду отдыхают собаки, которые ночью активизируются и начинают беспощадно лаять. Нищим часто подают деньги, а собак подкармливают и любят.

Больше всего людей рано утром, часов в 5 и вечером, когда солнце перестает испепелять. В эти часы вся площадь вокруг ступы заполнена людьми и идти очень трудно. Некоторые люди умудряются в этой толпе делать простирания — это такие поклоны, когда нужно лечь всем телом на землю, подняться, сделать еще несколько шагов и снова лечь. Поэтому ходить надо аккуратно, а то можно случайно наступить на лежащего на земле человека.

Утром и вечером, а по праздникам — в течение всего дня, выносят масляные светильники, и за небольшие деньги можно их зажигать. От них тепло и приятно пахнет.

А еще по утрам выносят огромный чан, в котором тлеют специальные благовония. Над дымом от благовоний можно подержать свои четки.

Вообще тут много всяких ритуалов, и наверняка, я многого не знаю. Все это делается для накопления кармических заслуг, разного рода очищения и посвящения накопленных заслуг на благо всех живых существ.

Подумать только, ведь прям по этой земле ходили и ходят просветленные Будды, я могу случайно пройти мимо или коснуться плечом реализованного существа. От всех этих человеческих действий, а так же от того, что в самой ступе находятся реликвии Будды Шакьямуни и других будд, энергетика тут такая мощная, что вскоре находишь себя в этой толпе, уже на десятом круге, и понимаешь, что уже несколько часов бормочешь мантры и зажигаешь свечи.

Или что уже два месяца не можешь покинуть это священное место. Когда я думаю о том, чтоб куда-то уехать, у меня случается паника. Я так срослась с этой ступой, с этим голубоглазым магнитом, что уехать просто немыслимо.

Сначала я придумала себе развлечение, чтоб мне не было скучно. Почти месяц я ходила на занятия по тибетской иконописи — танка. Каждый день, кроме субботы, по 8 часов в день. За это время я нарисовала Будду Шакьямуни и Калачакру мандалу.

До этого я никогда не рисовала, только разные каляки-маляки. А на этих уроках мне пришлось пройти так много испытаний на внутреннее равновесие, потому что многое не получалось. Поныть было некому, так что приходилось брать себя в руки и продолжать рисовать.

В школу, где я рисовала, каждый день на экскурсию приходили группы туристов. Каждый день по несколько раз я слушала жизнеописание Будды, описание символики картины «Колесо Жизни» и другие интересные истории, и таким образом, буддистские штучки стали проникать в мое сознание. Я и раньше увлекалась буддизмом, но до этого я не знала так много о его символике. Но здесь она проявилась в полной мере. Когда я выходила из школы рисования, то даже если я не смотрела сильно по сторонам, боковое зрение вылавливало и складывало в подсознание все надписи, все цветные флажки, разные колокольчики, картины, статуэтки божеств из сувенирных магазинов.

Раньше для меня все божества были Буддой. Не важно, что у них у всех разные лица. Мало ли, художник так увидел. Но, оказалось, что божеств очень много, у каждого есть свое имя, свое значение и своя история. И эти истории стали мне постепенно раскрываться.

Когда мои уроки рисования закончились, и я гордо унесла две картины, я думала, что вот теперь я заскучаю и захочу куда-нибудь уехать. Но не тут-то было. Раз уж пустила Будду в сердце, то это навсегда.

Сначала мы с моим другом поехали в местечко Фарпинг, что недалеко от Катманду. Там много храмов и пещер, и каждое место имеет свою историю. Затем мы посетили еще одно святое место —  Намобудда ступу. В ней хранятся останки молодого принца, который из сострадания накормил своим телом умирающую от голода тигрицу и тигрят, а в следующей жизни родился Сиддхартхой Гаутамой. Очень мощное место. И вот, все эти истории стали складываться в моей голове в один понятный пазл. И мне кажется, что я все это знала давным давно, а сейчас собираю по кусочкам. Мне захотелось проникнуть еще глубже в этот мир, и поэтому я задержалась еще на один месяц. 

А вот еще одна история напоследок. В первый же день, как я прилетела в Катманду, я сидела на лавочке и любовалась ступой. Случайно повернув голову, я увидела человека, который привлек мое внимание. Это был иностранец, одетый в монашеские одежды. Проходя мимо он протянул мне руку, и я ее коснулась. Вам знакомо это чувство — когда ты узнаешь человека среди толпы, и понимаешь, что уже знаешь его, хотя вы не знакомились и ни разу не виделись до этого? Мы стали встречаться каждый день, совершенно случайно оказываясь в разных местах. Так я познакомилась со своим другом и учителем, который объяснил мне значение многих буддистских книг, историй, символов, который доводил меня до слез, разбивая мои стены, границы моего эго, при этом ведя меня через это с глубокой любовью и уважением.

Я думала, что давно лечу, но оказалось, что я все это время только разогревала мотор и раскручивала пропеллеры. Я искала себя, пробовала себя во многом, примеряла разные жизни и разные концепции. И теперь я готова полететь по-настоящему.

ОГРОМНОЕ СПАСИБО Сергею Коновалову за эти прекрасные и живые фотографии! Если бы не он, то этот пост вряд ли бы случился. У Сергея есть свой очень классный блог, где он рассказывает о своих путешествиях и выкладывает фотографии! Очень рекомендую следить за его перемещениями!