SURVIVAL ASIA TRIP: Сказки спящего храма. Боробудур, восставший из пепла

Оставив часть вещей в Джокджакарте, мы взяли один рюкзак на троих и поехали в город Боробудур, где находится известный одноименный храм. Мы почти ничего не знали об этом месте, кроме того, что его надо увидеть. Добираться до города решили местным транспортом, хотя можно было взять тур или поехать на такси, как делают многие. Местные автобусы поразили нас с первой минуты. Водитель, на вопрос, довезут ли нас до города, дал уверенный положительный ответ. Естественно, мы обрадовались и утрамбовались в узкий автобус, полный местных жителей. Что удивило нас больше всего – это то, что все мужчины курили прямо в автобусе, стряхивая пепел на пол и выбрасывая бычки в окно. Дышать было нечем. При том, что расстояние было небольшое, ехали мы долго и утомительно из-за того, что водитель часто тормозил, подбирая и высаживая пассажиров прямо на ходу.

Мы с нетерпением ждали, когда объявят о прибытии в город Боробудур, но на одной из остановок нас вытолкнули из автобуса, на ходу объяснив, что автобус едет вообще в другую сторону, а если мы хотим попасть в Боробудур, то надо идти вооон за тем индонезийцем! Ну пока! И так мы остались одни в неизвестном месте. Индонезиец, мужчина средних лет, повел нас за собой и посадил в свою машину, несколько раз переспросив, куда мы едем. Он был очень вежлив, но плохо говорил по-английски, хотя очень хотел пообщаться. В Боробудуре он, обидевшись на предложенные ему деньги, сказал: «Welcome to Java!» – и уехал.

Мы заселились в самый шикарный отель за всю нашу поездку, и самое обидное заключалось в том, что мы оставались там всего на одну ночь. Всего одна ночь на мягкой кровати с пышным одеялом и белыми простынями. Номер был очень чистый, находился в стороне от дороги и ко всем своим достоинствам укладывался в наш бюджет. И хотя хозяин отеля очень странно посмотрел на нас троих, особенно на Сеню, он все же разрешил остановиться вместе в одном номере.

Поужинав от души, мы решили все же стать сознательнее и почитать про храм, куда собирались идти на следующий день. С ужасом выяснили, что билет в храм стоит 20 долларов, а если хочется посмотреть храм, окутанный предрассветным туманом и заливаемый утренним солнцем, то нужно заплатить 35 долларов. Обе эти цены нас не устроили. Само собой в голову пришло поискать альтернативные варианты и даже нашли несколько статей с описанием, как пробраться в храм бесплатно. Когда стемнело, мы стали искать лазейки, как бы невзначай прогуливаясь возле храма. Фонари не горели, а дорога освещалась изредка проезжающими мотобайками. Дойдя до края забора, мы увидели тропинку и, обрадовавшись, пошли по ней, сразу же вступив в грязь. Темно, ничего не видно, и еще грязь по всюду, на которой разъезжаются ноги. Сеня отправился вперед, а мы со Светой остались всматриваться в спящие деревья и прислушиваться к звукам. Вскоре Сеня вернулся с плохими новостями — никакого хода дальше не было, а грязи было еще больше. Вариант перелезть через забор, на котором я настаивала, был отметен почти сразу, потому что у Светы все еще болела нога после того, как она ее подвернула в джунглях. Решено было идти спать и разбираться с проблемой на свежую голову.

В 4 утра пришлось вылезти из чудесной мягкой кровати и обволакивающего одеяла. В темноте и тишине мы снова вернулись к забору храма. Дальше, отметая всякий страх, натянув на лица безмятежное выражение, прошли нагло через парковку, мимо сложенных прилавков, где утром будут продаваться сувениры, пролезли через алюминиевый забор и оказались на большой территории возле храма. Дорогу к самому храму найти непросто, его даже не было видно на фоне рассветного неба. Плутая между прилавками, мы все же каким-то образом очутились в парке с газонами и деревьями, в конце которого возвышался над местностью гигантский каменный храм.

Но мы не успели. Всего минуту до нас первые туристы уже начали подъем по его ступенькам навстречу рассвету, а нас, до невозможности расстроенных, отправили покупать билеты. Договориться с охранниками не удалось, потому что рядом стояли полицейские, которые вежливо и настойчиво попросили пройти к кассам.

За 20 долларов нам не только дали красивый билетик в храм, но и кофе, и воду, и даже саронги с изображением храма. К сожалению, на выходе саронги пришлось вернуть. Носить их в храме должны были все, даже те, кто был одет по правилам – в закрытую одежду. Скорее всего, по отсутствию саронга они вычисляли тех, кто прорвался в храм бесплатно.

А теперь о самом храме. Боробудур предположительно был возведен в VII—IX веках, но затем его постигла несчастливая судьба: после извержения вулкана Мерапи, который стоит неподалеку и до сих пор угрожающе дымит, храм 800 лет проспал заброшенный в джунглях под слоем густого теплого пепла. Позабытый всеми, он постепенно разрушался. Его поглощали джунгли, впиваясь своими цепкими корнями в его камни и уничтожая бесценные барельефы с изображениями Будды.

Затем им заинтересовались голландские колонизаторы. Они очистили храм от пепла, но что с ним делать – не знали, поэтому пока они думали, храм разворовывался торговцами сувениров. Но торговцы ничто по сравнению с королем Сиама, который подошел к делу куда основательнее и увез восемь упряжек со статуями и барельефами.

Спасибо же надо сказать молодому голландскому инженеру Теодору ван Эрпу, который в начале XX века осуществил первую реставрацию комплекса, после чего разграбленный и полуразрушенный Боробудур приобрел торжественный вид. Но более масштабная реставрация, во время которой храм полностью разобрали, укрепили холм, на котором он стоит, и снова возвели, проводилась уже в 1973 — 1984 годах под эгидой ЮНЕСКО. Теперь храм стоит счастливый и обновленный, хоть и лишившийся многих своих статуй.

Интересна конструкция храма. Боробудур состоит из пяти квадратных и трех круглых ярусов, таким образом имея форму мандалы, отражающую схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Так же храм можно разделить на три уровня, символизирующих три сферы местопребываний.

Самый нижний уровень, Камадхату – сфера страстей, сейчас закрыт для посещения. Его барельефы описывают мир страстей, показывая, как различные деяния, по закону кармы, приводят к одному и тому же результату.

На втором уровне, Рупадхату – сфере форм, рассказываются истории о жизни Будды, где он представляется в разных образах: богом, царем, обычным человеком, животным. И в каждом перерождении Будда показывает благородство и сострадание, продвигаясь к просветлению.

На высшем уровне, Арупадхату – сфере без форм, нет барельефов, но на нем находятся маленькие ступы в форме колокола, в которых размещались статуи Будды в натуральную величину. К сожалению, многие из них разрушены или не сохранились вовсе.

Считается, что нужно 7 раз пройти по часовой стрелке на каждом уровне и прикоснуться ко всем Буддам на верхнем уровне, и тогда будет счастье. Но мы ограничились одним кругом на каждом ярусе.

Спокойно погулять по храму не получилось. Так как мы были в самое прекрасное для посещения храма время – ранним утром, когда солнце еще не стало испепелять все вокруг себя, то помимо нас еще было немало посетителей. Каждые 10 минут к храму приезжали автобусы со школьниками, у которых была единственная миссия посещения Боробудура – практика английского языка. Это очень похвально, но после какого-то количества общения нам захотелось тишины, и мы стали от них скрываться. Дети ходили толпами и как только видели туриста, нападали на него, целой командой окружая жертву, задавая вопросы и упрашивая с ними сфотографироваться. Поэтому нам пришлось разработать тактику уклонения от общения – ходили быстро, нигде не останавливаясь, с серьезным выражением лица. Так они не решались нас перехватить.

Боробудур запал нам в сердце, мы посмотрели каждый его ярус, каждую статую с Буддой и каждый барельеф. 

Вот Будда курит кальян и смотрит на танцовщиц.

Вот Будда продает людей в рабство.

Пожалуй, нам немного напекло солнцем голову. Так что не забывайте про воду и панамки. На Яве очень жарко и влажно. А после обеда – запланированный дождь.

Василина