Одиночество степного волка

И вот я опять запускаю руку в карман и достаю наугад одну из фигурок. Гарри, Гарри, ты снова ничего не понял и сам себя обманул. Почему ты раз за разом скатываешься в бездну? Что влечет тебя в этой холодной пелене, почему ты не можешь просто жить. Это ведь так просто! 

Фигурка маленького Гарри лежит на моей ладони. Он сладко спит и видит свои лучшие сны, где он выпивает вместе с Гете, где Моцарт играет ему колыбельную, и где он бескрайне влюблен в самую красивую женщину на свете. 

Гарри, помоги мне. Я устал бродить по лабиринтам этого бесконечного театра. Я уже полностью исследовал его, заглянул во все уголки, все попробовал, все прочувствовал, все понял. Я был поэтом и вором, королем и убийцей, священнослужителем и растлителем молоденьких девушек. Я познал мир со всех сторон, и здесь больше ничего для меня нет. 

Я уже давно отдал своего волка в зоопарк, я смирился с Моцартом, изрыгающимся из радиоприемника, я поставил в своей комнате на самое видное место тот самый прилизанный портрет Гете, который напоминает мне о том, что на свете бывает другое мнение, отличающееся от моего. Я танцую каждый вечер, и звук современных ритмов мне теперь более понятен и приятен, чем раньше. Оказалось, что джаз – не самое ужасное, что могло придумать человечество. Ох, Гарри, если бы ты мог увидеть будущее, ты бы не испугался бритвы. В будущем никто не знает о Моцарте, а джаз считается классикой. Что касается современной музыки, то я скажу лишь одно слово – Моргенштерн, и я завидую тебе, потому что ты никогда это не услышишь. 

Я научился смеяться и теперь знаю, что такое любить. Я прочитал все книги, которые когда-либо существовали или будут существовать, и благодаря им я понял, что человечество никогда не преодолеет свое невежество и тотальное одиночество, не перестанет воевать и страдать. Но точно так же оно никогда не перестанет любить и будет раз за разом искать любовь и человеческое тепло, будет растворять время в счастливых часах общения, смеха и танцев. 

Я уже давно на короткой ноге с бессмертными. Я узнал, что и у Гете есть недостатки, а Моцарт временами бывает просто невыносимым. А вот в такие моменты, как сейчас, когда я держу в руках фигурку маленького Гарри, ко мне приходит Будда и шепчет на ухо: “Отпусти!”. И я отпускаю очередного Гарри в мир, чтобы он не повторил своих прежних ошибок, чтобы научился жить по-другому, научился смеяться, чтобы открыл для себя все краски мира. И может тогда закончатся постоянно пополняющиеся фигурки в моем кармане. И может когда-нибудь один из Гарри преодолеет свое одиночество,  прекратятся его бесконечные страдания, и он узнает, что страдания – это лишь одна сторона жизни. И тогда я смогу покинуть этот театр и тоже стану по-настоящему бессмертным.

Одиночество степного волка

 

__________

Этот текст был написан в рамках наших регулярных писательских встреч на острове Панган. Каждый понедельник мы собираемся и обсуждаем книги, фильмы и другие произведения искусства. В течение недели мы делаем домашнее задание, – пишем эссе на заданную тему, а на встрече читаем вслух эссе друг друга. Никто не знает, кто какое эссе написал, и поэтому это вдвойне интереснее – особенно смотреть за реакцией людей на свое произведение.

В этот раз мы читали роман Гессе «Степной Волк». Я уже много раз делала попытку его прочитать, но почему-то не складывалось. Не потому, что мне что-то не нравилось, а просто не получалось. Однажды я даже забыла книгу в автобусе. И когда нам дали задание за неделю прочитать этот роман, я очень обрадовалась. А пока читала, не уставала удивляться стилем, слогом, сюжетом, а главное – мыслями автора, его глубоким наблюдением за миром и людьми.

Я уже давно влюблена в Гессе. Его произведения для меня как музыка, как знакомая и родная песня. Мне кажется, что каждая строчка про меня и полностью соответствует каждой моей мысли. После чтения Гессе я не понимаю, о чем мне писать, ведь все уже написано им, и совершенно ясно, что я никогда не смогу достичь такой гениальности повествования.

В рамках нашей встречи мы обсуждали, есть ли сейчас современные Моцарты, почему в мировой литературе нет историй о женщинах, страдающих от бесцельности жизни (обычно герои всегда мужчины) и что нужно делать, чтобы преодолеть одиночество.