Ступа Боудданатх: Драгоценность, исполняющая желания
Катманду. Нагромождение в случайном порядке маленьких красных кирпичей и прилаженные к ним двери образуют дома. В них темно и тесно, а чтобы войти внутрь, надо согнуться вдвое. Здесь из пыли образуются дороги, а проезжающие по ним машины и байки снова ее подымают в воздух. Катманду конечен, – путь ему закрывают невысокие горы. Разбросанные по долине домики лежат между горами, как горошины на дне суповой тарелки. Это город, совмещающий в себе хаос и порядок, древние традиции и тик-токи на каждом углу. Город с тысячелетней историей, живущий бок о бок с богами и демонами.
Среди пыли и хаоса, защищенная плотной стеной домов, подымается над городом ступа Боудданатх. На большой дороге перед ступой гудки и суматоха, байки сбиваются в кучу, вырываясь вперед медленно ползущего по колдобинам автобуса. По узкому тротуару пытаются идти люди, перешагивая через бомжей и камни. Самые смелые решаются перейти дорогу. Если не знать, куда смотреть, то можно легко проскочить главные ворота к ступе. Хоть они и украшены яркими буддийскими символами, сложно ожидать что-то настолько драгоценное на этой невзрачной скучной улице.
За воротами другой мир. Как будто время остановилось много лет назад, и люди отчаянно пытаются раскрутить его ход. Здесь не слышно дороги и гудков, нет вездесущей пыли, все такое светлое, особенно огромный купол ступы. Кажется, что даже облака расступаются над ней.
Ступу чувствуешь кожей, сердцем, глазами, полными слез. Сначала тело замирает, ошеломленное встречей, а потом ноги сами идут, заворачивая по часовой стрелке, руки сами тянутся к молитвенным барабанам, губы сами шепчут мантры. Я перестаю быть собой, я становлюсь неотличима от каждого человека, идущего впереди и позади меня, идущего вместе со мной. Я становлюсь и самой ступой, ее глазами, смотрящими сверху во все стороны света. Я смотрю на Катманду и на весь мир, и моя любовь наполняет его.
ИСТОРИЯ
О времени основания ступы историки так и не договорились. По некоторым данным, она была построена в 6 веке, другие источники утверждают, что ее воздвигли в 8 веке. Существует так же информация, что она была почти полностью уничтожена и снова восстановлена в 14 веке. Новейшая история помнит, как ступа пострадала во время землетрясения в 2015 году и была быстро приведена в форму усилиями и пожертвованиями местного буддийского сообщества.
Вот некоторые фотографии ступы разных лет, которые мне удалось насобирать в интернете.
А это информация для тех, кто любит статистику и факты так же, как и я.
Не так просто рассказать о ступе, не охватив всех важных деталей, исторических и религиозных деятелей, сакральных смыслов. Можно было бы ограничиться стандартной информацией: вот ступа, самая большая в Непале, вокруг нее можно ходить и будет вам много кармических заслуг. Хочется рассказать больше, поэтому обратимся к легендам и истории буддизма.
Существует несколько версий об основании Боуды. Я не буду перечислять их все, потому что мне больше всего нравится только одна. Эта легенда хорошо объясняет сакральность ступы и все происходящее вокруг нее, а так же она очень популярна среди буддистов. Рассказываю своими словами.
Одна женщина народности Таманг, которую звали Самвари, ни с того ни с сего загорелась идеей построить ступу, чтобы заложить в нее мощи Будды Кашьяпы. Откуда у бедной женщины были мощи Будды, – я не знаю. Но доподлинно известно, что у нее было как минимум три сына и шкура буйвола. Тогдашний король одобрил проект ступы, с условием, что по размеру она не должна быть больше шкуры буйвола. Самвари была не только бедная, но и хитрая, поэтому она разрезала шкуру на тонкие полоски и очертила внушительную окружность, по которой мы теперь и ходим. Король был немного озадачен, но, как человек слова, дал свое окончательное согласие на строительство. Самвари и сыновья приступили к строительству, и за этим процессом наблюдали, умиляясь, Будды и Бодхисаттвы всех времен.
В один из дней трое братьев устроили небольшой перерыв и стали мечтать. Один из них сказал:
- Хочу в следующей жизни быть царем далекой снежной страны.
Тогда второй, подумав, сказал:
- А я хочу быть известным философом и буддистским ученым.
Третий брат почесал голову, взвесил все варианты и решил так:
- Тогда я буду самым мощным тантрическим мастером.
Так и решили, а еще договорились обязательно собраться вместе в следующей жизни. Взирающие на них Будды одобрили эти намерения, и проследили, чтобы все исполнилось так, как братья пожелали.
В целом, на этом история строительства ступы заканчивается, но цепочка событий тянется дальше, поэтому мы посмотрим, что из всего этого получилось, и как это относится к настоящему времени.
Братья переродились спустя двести лет, в 8 веке. Один из братьев стал царем Тибета, и звали его Трисонг Децен. Выглядел он примерно так:
Второй, Шантаракшита, стал известным буддистским ученым в Индии. Вот его статуя:
Третий брат жил интересной и насыщенной жизнью, практиковал на кладбищах и стал самым сильным тантрическим мастером, каких только видел свет – Гуру Ринпоче (Падмасамбхава).
Они действительно встретились в новой жизни, когда царь Тибета решил принести в страну учение Будды (Дхарму) и построить первый буддийский монастырь – Самье. Местные демоны препятствовали постройке, и тогда царь позвал на помощь Падмасамбхаву для их усмирения. Гуру Ринпоче не в первый раз явил свои супер способности, усмирил демонов, построил монастырь и основал первую школу тибетского буддизма. После этого в Тибет из Индии выписали Шантарашиту, чтобы тот обучал монахов буддизму.
После того, как Дхарма окончательно укрепилась в Тибете, все станцевали радостный индийский танец. Так появилась первая школа тибетского буддизма – Ньингма, линия передачи которой тянется от Падмасамбхавы.
О Гуру Ринпоче, Драгоценном учителе, ходит множество легенд. Он один из самых почитаемых учителей в тибетском буддизме. Он не только умел усмирять демонов и перемещаться на дальние расстояния по воздуху, но так же обладал способностью видеть будущее. Он предвидел, что для некоторых буддийских учений еще не пришло время, поэтому он спрятал их в разных местах. Такие учения, спрятанные Падмасамбхавой, называются терма.
Гуру Ринпоче, как и многим людям прошлого и настоящего, нравилась ступа Боудданатх. Он частенько бывал там, поэтому эта ступа ассоциируется с тибетской школой Ньингма, которую он основал. В то время ступу часто посещали паломники из Тибета в Индию, и постепенно она становилась важным буддийским объектом. Путешествуя по миру и оставляя терма в разных местах, Гуру Ринпоче оставил учения и в ступе.
Джигме Лингпа был известным буддийским учителем 18 века. Он обожал тексты учений школы Ньингма, собирал и записывал самые древние и почти исчезнувшие тексты, написал девятитомник об истории школы Ньингма. Сам он является четвертым учителем линии передачи после Падмасамбхавы. А еще считается, что он – реинкарнация царя Трисонга Децена. В общем, Джигме Лингпа был крут, умен и написал больше текстов, чем Толстой.
Когда Джигме Лингпа было 28 лет, он настолько преисполнился, что однажды ушел спать с “невыносимой преданностью” Гуру Ринпоче. Во сне он оказался возле ступы Боудданатх. Он стал совершать обход ступы и вдруг перед ним возникла дакини (божество женского пола) и подарила ему деревянную шкатулку, в которой лежали пять желтых свитков и семь кристальных бусин. Джигме Лингпа проглотил эти свитки и бусины, а когда проснулся, то обнаружил, что тексты этих учений находятся в нем. Это были учения, называющиеся Лонгчен Ньинтик. Они стали самым распространенным учением школы Ньингма.
Уф, ну все. На этом история заканчивается. Но все равно давайте держать ее в голове, потому что мы еще вспомним об этих ребятах чуть позже. С этими базовыми знаниями мы пойдем гулять вокруг ступы, там есть еще много всего интересного.
ЧТО ТАКОЕ СТУПА И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?
Первые ступы в мире – это те же курганы или груда камней, сложенных над телом или прахом умершего значимого человека. Со временем ступы преображались и менялось их предназначение. Когда буддизм стал широко распространяться по Азии, ступы стали строить во многих странах. Их формы отличается от страны к стране. Например, в Китае и Вьетнаме, в качестве ступ выступают пагоды. Вот некоторые известные ступы в других странах Азии.
Тибетцы подошли к вопросу строительства ступ очень серьезно, составив четкие указания о пропорциях, формах и расположении ступ. Таким образом они сошлись на восьми видах ступ, связанных с разными этапами жизни Будды Шакьямуни.
Во многих ступах хранятся буддийские реликвии, останки святых или урны с прахом известных учителей. Часто ступы ставят в особенных местах, которые определяются специальными людьми. Эти люди рассчитывают правильное место для установки ступы, дату ее заложения, форму, и все остальные важные детали.
Несмотря на различие форм ступ в разных странах, их предназначение остается неизменным. Ступа является сакральным местом для обретения гармонии, заземления и устремления к духовному.
Ступа – это в первую очередь символ. Я люблю сравнивать буддийские символы с иероглифами. Когда не знаешь, что обозначает иероглиф, то видишь только набор случайных черточек. Но когда знаешь, что каждая эта черточка по отдельности имеет свое собственное значение, а все вместе они собираются в какое-то слово, то при взгляде на этот символ сразу понимаешь его значение. Так и с буддийской символикой. Все эти знаки, картины, божества, положения рук у статуй, украшения, цвета – все это символы, которые помогают вспомнить об учении Будды, о его пути к просветлению, о природе страдания и Четырех Благородных Истинах.
Что касается ступы, то подразумевается, что глядя на нее, люди будут испытывать сострадание ко всем живым существам и духовный трепет. Давайте еще раз посмотрим и попробуем потрепетать.
В Боуде заложены останки третьего Будды – Кашьяпы, и палец Будды Шакьямуни. Что еще за третий Будда? Считается, что сейчас мы с вами живем в так называемую “Благую Кальпу” (кальпа – период в 4,32 миллиарда лет). Может вы и не заметили, но это так. Так вот, предполагается, что в эту кальпу придут 1000 или 1005 Будд. Будда Шакьямуни был четвертым Буддой этой кальпы. Перед ним был Кашьяпа. А после придет Будда Будущего – Майтрейя.
СИМВОЛИКА И ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТУПЫ
Теперь перейдем к символическому значению элементов ступы, к ее устройству, начиная с вершины.
- Шпиль ступы символизирует гору Меру, священную гору в космологии буддизма и индуизма, центр Материальной Вселенной и место обитания богов.
- Зонтик под шпилем защищает три драгоценности: Будда, Дхарма, Сангха.
- Лотос под зонтиком – символ сострадания и чистоты.
- Тринадцать ступеней символизируют стадии к достижению просветления, Бодхи. Отсюда и название ступы.
- Хармика символизирует Восьмеричный путь (путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары). Восьмеричный путь состоит из: правильного воззрения, правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильного образа жизни, правильного усилия, правильного памятования, правильного сосредоточения.
- Всевидящие глаза Будды, смотрящие в 4 стороны. Тут может возникнуть вопрос, почему глаза синего цвета. А я отвечу )) Они не синие, а сапфировые. Считается, что у каждого Будды есть 32 отличительных признака. Помимо перепонок на руках и 40 зубов, у Будды глаза сапфирового цвета.
- Третий глаз, урна. Этот глаз видит мир Дхармы, глаз мудрости.
- Нос закорючкой – символ Нирваны. Нос изображен в виде непальской цифры один, что также означает один-единственный путь к просветлению.
- Купол – символ Вселенной.
- Мандала – место обитания Будды.
Ступа покрыта 30 кг золота и украшена разноцветными полотнами. Тело ступы – это мандала, которая имеет такую же форму, как известная Калачакра мандала. Если подняться в воздух над ступой, то можно увидеть эту форму. На верхнем плинтусе под куполом есть 108 ниш, где расположены разные формы Авалокитешвары – Будды Сострадания.
Мандала, конечно же, тоже имеет сакральное значение, символизируя Вселенную и взаимозависимость всех явлений. Так же не стоит забывать про важность пяти элементов, из которых состоит человек и вся Вселенная. Три первых уровня мандалы символизируют Землю. Затем два круглых плинтуса и сам купол – символ Воды. Часть с хармикой и ступенями – Огонь. Зонтик – Воздух. Шпиль – Пространство.
Пять элементов так же отражены в цветных флажках и полотнах на хармике. Флажки называются «лунгта», на них написаны мантры, и когда ветер их колышет, они отправляются прям в небеса в уши Буддам.
Разные цвета флажков имеют собственное значение:
- Белый цвет – символ Воздуха, а так же очищения кармы.
- Зеленый цвет – символ Воды и защиты от вреда.
- Желтый – символ Земли и преодоления препятствий.
- Синий – символ Космоса, Пространства, а так же здоровья и долголетия.
- Красный – символ Огня и исполнения желаний.
Подробнее о флажочках можно почитать в этой статье.
Тело ступы регулярно красят известковым порошком, смешанным с водой.
А так же мастерски делают с помощью шафрановой воды разводы, которые символизируют лотос. Шафрановая вода тоже не просто так, в буддизме шафран символизирует благочестивое отречение от материальной жизни.
Ступу окружает 16-гранный забор с нишами для молитвенных барабанов. Так же есть внутренний дворик, где можно найти относительное уединение.
По четырем углам внешней стены расположены статуи Будд Мудрости, Дхьяни-Татхагаты Будды. Пятый Будда Мудрости, Вайрочана, находится в центре мандалы, и в этом случае его символизирует шпиль ступы.
Рассказывать обо всех этих Буддах нужно отдельно, поэтому скажу просто, что они символизируют, конечно же, пять элементов, а так же пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды – Самантабхадры.
В маленьком храме напротив колокола есть алтарь, посвященный богине Харити – покровительнице детей, гармонии между супругами, любви и согласия в семье.
ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ У СТУПЫ
Наконец, с теорией закончено, перейдем к практике! Итак, вот вы пришли к ступе, что же делать?
Сначала нужно с ней поздороваться. Сложите ладони в молитвенном жесте, не прижимая их плотно друг к другу. Поднесите три раза по очереди руки ко лбу, горлу и сердцу, что означает, что телом, речью и умом вы подобны Будде. Так же этот жест является выражением почтения трем драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе.
После этого присоединяйтесь к круговому движению, которое не останавливается здесь ни днем, ни ночью. Обход ступы называется «кора» и совершается по часовой стрелке. Желательно делать нечетное количество кругов. Самое оптимальное количество – 1, 3, 7, 21. Ну и 108, хоть это и четное число, но очень сакральное число )))
Люди ходят вокруг ступы, начитывая мантры. Вы тоже можете это делать. Самая популярная мантра – это мантра сострадания, которая звучит как Ом Мани Педме Хум. Эта же мантра написана на молитвенных барабанах, расположенных на внешней стене ступы. Когда вы крутите эти барабаны, мантры как будто начитываются автоматически. Внутри ниш с барабанами нарисованы различные картины, изображающие буддистских божеств и разные буддийские сюжеты.
Между нишами с барабанами расположены фигурки Будды Шакьямуни, можно их касаться и прикладывать затем пальцы ко лбу для благословения.
На гигантском колоколе тоже написаны мантры. Колокол прекрасен и огромен. Обычно он звучит каждый день в 4 утра, и это определенно стоит того, чтобы услышать. Но почему-то в этот мой приезд в него не ударяли. Можно обойти колокол несколько раз и ударить по нему ладонью, звук тоже будет ярким.
Так же из активностей – подношение цветов в храмах, статуям Будд, самой ступе. Можно в качестве подношения купить шафран для покраски ступы и флажки, которые позже развесят на ней. На флажках можно написать имена близких людей, чтобы добавить им кармических заслуг и благословений.
Кормление голубей – тоже акт доброты и сострадания. У голубей есть специально отведенное место, где тетушки продают плошки с зерном. Голуби, кстати, тоже летают по часовой стрелке ))
Напротив колокола стоят несколько чанов с дымящейся травой. Это смесь трав или просто полынь, которая тлеет, дымит и качественно очищает пространство. Можно за 50 рупий тоже подбросить травы в котел, а можно, проходя мимо, “умыться” дымом и подержать над ним свои четки.
У вас еще нет четок? Тогда походите по местным магазинам и прикупите необходимые сакральные предметы – четки, счетчик для отсчитывания количества кругов или мантр, маленький ручной молитвенный барабан, флажочки, чтобы повесить дома или в машине.
Так же здесь много художественных мастерских, где рисуют танки – картины на ткани с изображением буддийских сюжетов и божеств.
Если вы надолго в Катманду, то можно пойти учиться в одну из таких мастерских и нарисовать собственную танку. Я рекомендую вот эту школу, где я сама училась. Я договорилась о цене в 150 долларов за месяц и ходила на занятия каждый день, кроме субботы, с 10 утра до 6 вечера. За это время я нарисовала две танки – Будду Шакьямуни и Калачакра мандалу.
Некоторые люди обходят ступу, совершая простирания. Они делают молитвенные жесты и ложатся на землю. Потом поднимаются и встают на то место, которое коснулись лбом, и снова ложатся. Это очень глубокая практика медитации и выражения почтения. Вам это пока делать не нужно. Ну только если очень сильно проникнитесь. В общем, не удивляйтесь, когда увидите, как кто-то лежит на земле. И, по возможности, не наступите на человека.
Еще можно подносить ламповые светильники. Их можно найти при входе во внутренний двор ступы, слева. Или на крыше монастыря, который находится рядом с колоколом. Также часто ламповые светильники выносят вечерами к ступе. Цена одного светильника 20 рупий. После того, как подожжете, нужно три раза сбрызнуть их водой из специального кувшинчика палочкой с пером павлина.
Обязательно прогуляйтесь по внутреннему двору ступы, там всегда тихо и мало людей, а так же красивые клумбы с деревьями и цветами. Во внутреннем круге есть специальное место для простираний на специальных досках. Здесь стоит несколько ступ, обозначая место, где уже известный нам Джигме Линпе получил во сне учения от дакини.
Можно найти себе уютное местечко и помедитировать в тишине и в стороне от вечно движущегося потока людей. Здесь же, у выхода из него внутреннего круга, можно увидеть большой колодец с известью, которой красят ступу и маленькую статую Гуру Ринпоче.
Еще одно развлечение – ходить в монастыри. На самом кругу есть два больших храма. Один из них Jamchen Lhakhang Monastery с гигантской статуей Будды Майтрейи.
Второй – Guru Lhakhang Monastery, который так же называется Tamang Gompa. Тут можно подняться на второй этаж и любоваться видом на ступу и на кружащихся людей.
Внутри этого монастыря съемка запрещена, но я рекомендую вам зайти внутрь и посмотреть на статуи. Самая крайняя статуя справа – статуя царя Трисонга Децена. Крайняя слева – Шантаракшита. По центру – Гуру Ринпоче. Слева от Гуру Ринпоче – статуя Будды Амитабхи. Справа от Гуру Ринпоче – статуя Авалокитешвары, Будды сострадания.
Вокруг ступы практически в каждом доме есть кафе с видом и выходом на крышу. В основном здесь везде продаются одинаковые десерты и кофе, а писк этого сезона, как я поняла – химозный чай с шариками из тапиоки.
Все эти действия по отношению к ступе повышают кармические заслуги, гарантируют благословение и удачу в этой и следующей жизнях. Боудданатх так же называют “Драгоценностью, исполняющей желания” и “Ступой, отвечающей на все молитвы”. Даже если вы просто услышали об этой ступе, это уже говорит о том, что в вашем уме зародилось зерно просветления.
Надеюсь, вы захотите приехать в Непал, чтобы своими глазами увидеть ступу, вдохнуть запах благовоний и послушать звучащие отовсюду мантры.
*Текст написан на благо всех живых существ ❤️
Тут можно оставить комментарий